Цели и задачи
Учебный процесс
Преподаватели
Наши ученики
Ассоциация «Изумруд»
Оплата обучения
Учебные материалы
Вопросы и ответы
Контакты

Новости

02.11.15
10 ноября 2015 г. состоится отчетный концерт учащихся Академии.

15.08.15
Академия объявляет набор на 2015-2016 учебный год.

24.06.15
23, 24 и 25 октября 2015 г. в Кинешме пройдет XVI фестиваль-конкурс «Романса голос осенний».

Архив новостей

 

Вопросы и ответы


Художественный руководитель Академии Надир Ширинский в своем интервью рассказывает об учебном процессе и отвечает на самые популярные вопросы.

Нужно ли музыкальное образование для поступления к вам? Есть ли ограничения по возрасту?

Чему я смогу научиться, занимаясь в вашей Академии вокалом полгода, год?

Как проходят занятия по вокалу? Пожалуйста, опишите, хотя бы примерно, обычный урок.

Как и кем составляется репертуар для исполнения учащимися?

Вы преподаете эстрадный вокал?

Обязательно ли сдавать экзамены по окончании учебного семестра?

Вы принимаете на обучение детей? С какого возраста ребенок может начать заниматься в вашей Акаде­мии?

Скажите, у вас преподают исключительно старинный русский романс? Я пишу свои песни, и хотел бы ис­полнять свой репертуар.

У вас Академия старинного романса и семиструнной гитары. А на шестиструнной гитаре вы обучаете?

Расскажите, пожалуйста, о концертной практике для учащихся.

Нужно ли музыкальное образование для поступления к вам? Есть ли ограничения по возрасту?

Начну со второго вопроса. Ограничений по возрасту у нас нет. Можем заниматься как с детьми, начиная с семилетнего возраста, так и с людьми, которые, допустим, уже на заслуженном отдыхе и хотят свой досуг посвятить музыкальному искусству, пению или гитаре. Мы с удовольствием будем заниматься с нашими учащимися, если есть у них желание.
Что касается первой части вопроса, по поводу музыкального образования, то для поступления к нам музыкальное образование не обязательно. Если вы начинаете, что называется, «с нуля», то мы сможем с вами заняться разработкой необходимых навыков, так сказать, базиса для дальнейшего творческого развития. Это - профессиональная постановка голоса, профессиональная постановка певческого дыхания, разработка диапазона, подвижности голоса, легкости звукоизвлечения, а в отношении гитаристов, это - постановка рук и начало занятий на гитаре с самых азов.

Если вы занимались вокалом раньше, и у вас уже есть какие-то навыки извлечения певческого голоса, соответственно работа с вами будет протекать уже на другом уровне. Мы с вами можем уже делать концертный репертуар, работать над произведениями более глубоко, вдумчиво, более плодотворно. Если вы выпускник вокального отделения музыкального учебного заведения, и хотите расширить свой собственный творческий диапазон, обратившись к жанру старинного русского романса, мы тоже с удовольствием будем с вами заниматься. Здесь уже, когда у вас есть профессиональное вокальное образование, технические проблемы решены, мы сможем с вами работать конкретно над постановкой вашей индивидуальной концертной программы. Мы подберем, исходя из ваших физических, психологических, творческих данных, соответствующий концертный репертуар в жанре старинного русского романса, и вы сможете концертировать, принимать участие в концертных программах Ассоциации русского романса «Изумруд», в различных фестивалях и конкурсах.

Чему я смогу научиться, занимаясь в вашей Академии вокалом полгода, год?

Если Вы начинаете «с нуля», никогда раньше вокалом не занимались, то полгода приблизительно потребуется для того, чтобы научиться правильно извлекать звук, выработать певческое дыхание, развить музыкальный слух, чувство ритма. Прежде всего - вокальные упражнения, необходимые для достижения того, что я перечислил.
Где-то в течение года можно начинать работать над репертуаром. По истечении года занятий можно достаточно хорошо, с точки зрения техники вокала, с точки зрения драматического образа, подготовить для показа на сцене два, три, четыре произведения.

Есть такая поговорка у вокалистов, у педагогов вокала: «Вам тяжело петь - нам тяжело слушать; вам легко петь - нам легко слушать», т.е. при показе со сцены, учебной площадки концертных номеров, голос должен литься свободно и технически грамотно, и обязательно вы должны нести еще и драматический образ. Каждое произведение, если говорить о жанре старинного русского романса, это - своеобразный спектакль. В начале 20 века в России был такой популярнейший певец Юрий Спиридонович Морфесси, так вот, о нем говорили, что за три минуты со сцены он мог «рассказать вам всю жизнь человеческую». Любое произведение - есть какая-то драматическая сценка, которую нужно не только спеть, но еще и рассказать, сыграть.
За год, начиная «с нуля», можно достичь вот таких результатов.

Как проходят занятия по вокалу? Пожалуйста, опишите, хотя бы примерно, обычный урок.

Я из своего личного опыта могу сказать, что оптимальная продолжительность урока – это два раза по 45 минут. Первые 45 минут – это работа над вокальным аппаратом; дело в том, что вокальный аппарат человека – это совокупность определенных мышц. Как у спортсменов, спортсмены на тренировках разрабатывают определенные мышцы и посредством этой работы достигаются спортивные результаты. В пении все примерно то же самое, голосовой аппарат состоит из мышц, которые нужно постоянно тренировать, которые должны постоянно находиться в тонусе, поэтому для достижения оптимального результата, я считаю, первые 45 минут занятия нужно посвятить работе над мышцами. По истечении 45 минут аппарат становится гибким, послушным, готовым к выполнению поставленных перед ним задач. Вторые 45 минут можно начинать работать над репертуаром, т.е. это работа над технической, вокальной стороной и над драматической составляющей.
Процесс вокализации должен доставлять удовольствие самому исполнителю, тогда он будет доставлять удовольствие и слушателям. Когда мы, слушатели, видим, что исполнитель рисует нам какую-то картину, интригу, что он достигает кульминации, а потом наступает развязка, нам интересно наблюдать за сюжетом, нам слушателям в зале. Поэтому каждый урок вокала призван достичь единства технической стороны и драматической.

Первая часть урока может включать в себя исполнение вокализов - специальных вокальных упражне­ний, которые испытаны на протяжении столетий. Вокальные упражнения исполняются в первые 45 минут урока; они, как правило, красивы, они напевные, очень мелодичные, их приятно и удобно петь. В процессе освоения вокальных упражнений вырабатывается и нужная гибкость, легкость голоса. Отдельные педагоги, бывает, придумывают какие-то свои вокальные упражнения, которые проверены ими на протяжении многих лет. В общем, можно сказать, что первая часть урока, первые 45 минут – это подготовка вокального аппарата к сценическим задачам, а вторая часть урока - уже осуществление поставленных задач.

На основании своего собственного опыта, как вокалист, концертирующий певец, я могу сказать, что оптимальный режим занятий - в день два раза по 45 минут; таких уроков в неделю должно быть, как минимум, два. Если учащийся хочет достичь определенных результатов быстрее, есть смысл заниматься три раза в неделю, четыре раза в неделю. Это уже на усмотрение педагога, особенно, когда на начальном этапе обучения педагог будет тщательно следить за творческим развитием своего ученика.
Может возникнуть опасение - не перетружу ли я свой голос, голосовой аппарат, занимаясь так много? Квалифицированный педагог, как правило, тщательно следит за процессом обучения и следит за тем, чтобы голосовой аппарат не перенапрягался. Как только возникают признаки того, что голос устал, хороший педагог это слышит, а с нами сотрудничают только квалифицированные педагоги - сразу же занятие прекращается или делается перерыв. Но это возможно только в том случае, если ученик идет по неправильному пути, неправильно извлекает звук, неправильно дышит. За этим будут следить наши педагоги.

Как и кем составляется репертуар для исполнения учащимися?

Прежде всего, я даю ответ на вопрос «как», как выбирается репертуар для исполнения учащимися. Все зависит от конкретной индивидуальности каждого ученика. Мы, преподавательский состав, будем учитывать, насколько развит ученик с технической точки зрения - насколько сложное вокальное произведение ему можно доверить для исполнения, это первое. Второе, будем, естественно, учитывать темперамент, энергетику каждого учащегося, к чему он предрасположен, что он по темпераменту сможет показать со сцены.

Если человек, допустим, по характеру спокойный, уравновешенный, не склонен к выражению ярких сильных эмоций, то он, скорее всего, со сцены может достаточно убедительно показать лирические, романтические произведения. Если человек склонен к выражению сильных чувств, то ему можно доверить яркие, более драматические произведения, которые связаны с выражением сильных эмоций. Опять же, исходя из того, насколько развит его голосовой аппарат, насколько вынослив в данный момент, нами будет приниматься решение, сколько произведений он сможет показать в концерте. Все зависит от творческой индивидуальности каждого конкретного учащегося.

Вы преподаете эстрадный вокал?

Да, мы сотрудничаем с педагогами, которые преподают эстрадный вокал, у которых уже есть ученики, так или иначе, заявившие о себе, как эстрадные исполнители.
Но, прежде всего, хочу подчеркнуть, что важна техническая вокальная база - важно комфортное извлечение звука, важно правильное дыхание. Искусство пения – это искусство дыхания; эту аксиому знают все педагоги и все интересующиеся вокалом. Важна правильная работа мышц, и не только мышц, участвующих в извлечении звука, но и, допустим, мышц лица, шеи, мышц брюшной полости. Важна работа диафрагмы, мышц живота.
Вообще, можно сказать, что пение – это психофизический процесс, т.е. физический процесс - это работа мышечная, а психологический процесс – это работа сердца, ума, души, это уже плод интеллектуальной работы самого исполнителя.

Еще раз повторю, что на начальном этапе обучения важна база, а когда формирование необходимых навыков будет завершено, тогда уже можно говорить о какой-то специализации, в частности, о специализации на эстрадном вокале. Очень много зависит от физических данных, от психологических данных учащегося, от его предпочтений в данном виде музыкального творчества.
В нашей работе будет учитываться, прежде всего, желание самого ученика. Что он хочет исполнять, репертуар каких певцов; западную, российскую эстраду, современных бардов, бардов-классиков, таких, как Окуджава, Никитины, Берковский или собственные произведения. То есть, мы, как люди, обучающие певческому искусству, открыты для любых певческих жанров, мы с удовольствием будем учитывать мнение каждого ученика.

Обязательно ли сдавать экзамены по окончании учебного семестра?

Мы не сдаем и не принимаем экзамены, как это принято в обычных учебных заведениях. Формой отчетности о проделанной работе у нас является традиционный полугодовой заключительный концерт. Все наши учащиеся должны будут как-то продемонстрировать, прежде всего, себе и всем заинтересованным лицам те результаты, которые были достигнуты за полгода работы. В зависимости от творческой индивидуальности каждого учащегося, он сможет показать через полгода работы одно, минимум, одно произведение, а если человек талантливый, работоспособный, значит два, три произведения он сможет показать со сцены в наших отчетных концертах. Это, на мой взгляд, оптимальная форма подведения итогов учебного процесса.

Вы принимаете на обучение детей? С какого возраста ребенок может начать заниматься в вашей Академии?

Да мы с удовольствием будем заниматься с детьми, у наших педагогов есть такой опыт. Я являюсь председателем жюри регионального конкурса в г. Череповец, где в рамках конкурса исполнителей русского романса существует Детский конкурс, но не просто детский вокальный конкурс, а Детский конкурс исполнителей старинного русского романса.
Репертуар детям подбирается немного другой, чем взрослым, это - повествовательные романсы, картины родной природы, русские народные песни, лирические произведения. Т.е. это репертуар, который ребенок в силу своего возраста может освоить и осмыслить.

Как известно, у мальчиков происходит возрастное изменение голоса, мутация. Я считаю, что имеет смысл начинать заниматься с ребенком лет с семи, раньше не стоит, за редким исключением. У мальчиков певческий голос начинает меняться в возрасте 12-14 лет, т. е. с 7 до 13 лет с мальчиками можно заниматься профессиональной постановкой певческого голоса. У девочек тоже есть возрастное изменение голоса, но оно менее выражено, чем у мальчиков. И в истории вокального искусства есть примеры, и современная певческая наука говорит о том, что с девочками можно не прерывать занятий, т.е. заниматься с семи лет и до тех пор, пока будет желание петь.

Я, как председатель жюри Детского конкурса исполнителей романса в Череповце, могу засвидетельст­вовать, что дети очень охотно поют романсы и русские народные песни. Потому что в этом жанре всегда присутствуют простые, напевные, красивые мелодии, доходчивые, понятные тексты; это – русская музыкальная культура, и если ребенок с раннего возраста будет впитывать русскую музыкальную культуру, ничего кроме пользы, это не принесет.

Вполне можно заниматься с детьми и эстрадным вокалом, можно разучивать песни современных композиторов, классиков советской песни, песни из кинофильмов, мультфильмов, т. е. легкий эстрадный жанр. Все это возможно, и мы будем это делать с удовольствием.

Скажите, у вас преподают исключительно старинный русский романс? Я пишу свои песни, и хотел бы испол­нять свой репертуар.

Вполне возможны занятия по творческому развитию авторов-исполнителей. Опять хотелось бы подчерк­нуть мысль, что важен, прежде всего, базис, т. е. профессиональная постановка вокального голоса, развитие музыкального слуха, развитие ритма.
Наши педагоги-гитаристы смогут преподавать гитарный аккомпанемент, чтобы человек мог сопровождать свое пение игрой на гитаре, и мы будем с удовольствием заниматься с авторами-исполнителями как вокальной стороной, развитием певческого голоса, так и определенными началами драматического искусства, чтобы зрителю, слушателю было интересно то, что автор-исполнитель делает на сцене. Чтобы была красивая, напевная мелодия, чтобы был квалифицированный гитарный или рояльный аккомпане­мент. Всему этому наши педагоги смогут научить всех желающих.

У вас Академия старинного романса и семиструнной гитары. А на шестиструнной гитаре вы обучаете?

Да, мы охотно будем обучать всех желающих на шестиструнной гитаре. Преподавательский состав у нас включает людей, которые виртуозно владеют и шестиструнной гитарой тоже. Мы будем преподавать как сольное исполнение, так и искусство аккомпанемента вокалисту, аккомпанемента себе, если это автор-исполнитель. Отдельно мы сможем обучать самым разным жанрам гитарного музыкального искусства.

Расскажите, пожалуйста, о концертной практике для учащихся.

Начальная ступень концертной практики для учащихся – это наши регулярные полугодовые отчетные концерты. В процессе обучения мы готовим с вами концертные номера, один, два, три, четыре концертных номера, которые вы должны показать на сцене после завершения учебного семестра, раз в полгода.

Вокалистов-профессионалов или людей, которые серьезно думают над тем, чтобы вокал сделать своей профессией, мы можем и будем готовить к участию во Всероссийских и региональных конкурсах исполнителей романса. Наша организация – Ассоциация русского романса «Изумруд» - является инициатором нескольких конкурсов. Это, прежде всего, Всероссийский Волжский конкурс «Романса голос осенний», который проходит каждую осень в городе Кинешма на Волге. Мы сможем готовить с вами конкурсные номера для показа на этом конкурсе.
Мы являемся организаторами еще одного, регионального, конкурса - «Классические розы» имени Игоря Северянина, который каждую весну проходит в городе Череповец Вологодской области. Мы сможем с вами готовиться и к этому творческому состязанию.

Наконец, отдельные учащиеся, у которых будет, прежде всего, большое желание, и которые будут обладать необходимыми навыками, талантливые, работоспособные, жаждущие работать в жанре русского романса люди, смогут принять участие в концертах Ассоциации русского романса «Изумруд». Мы работаем во многих городах по всей России, сотрудничаем с рядом российских филармоний, и если концертная программа, подготовленная с нашей помощью учащимися, будет звучать на высоком профессиональном уровне, эти исполнители смогут выступать на профессиональных сценах Москвы, Санкт-Петербурга, в других городах нашей страны. Они смогут ездить с помощью нашей организации на гастроли, показывать все, что знают и умеют, смогут демонстрировать свой талант на лучших сценических площадках России.

© 2009-2017 Академия старинного романса и семиструнной гитары